Художественные ножи |
По наводке уважаемого U_bow сперто с портала http://intangiblenet.freenet.uz/ - традиционная культура и фольклор Центральной Азии. | |
Изготовление ножей на территории Узбекистана, по данным археологии, известно с древних времен. Ножам отводились различного рода магико-охранительные функции. Об этом свидетельствуют наименования различных ножей, которые были призваны оберегать от злых духов. Так же существовали поверья о противоядном действии от укуса ядовитой змеи при прикосновении к рукоятке ножа. Считалось, если в доме хранится заветный нож, то должен родиться сын. Вода, применявшаяся в процессе обтачивания лезвия ножа, считалась способной излечить от болезней. Кроме того у мастеров художественных промыслов нож относился к числу священных предметов. Разнообразные образцы художественных ножей хранятся в Государственном Музее Истории Узбекистана, Государственном Музее Искусств, Музее Прикладного искусства. Специального изучения художественное оформление ножей не получило, однако, в искусствоведческой литературе встречаются отдельные упоминания (Т.Абдуллаев, Д.Фахретдинова, С.Булатов). В ХVIII веке формируются черты различных локальных особенностей в изготовлении ножей, что в XIX веке приводит к образованию различных местных школ по всей территории Узбекистана. В XIX начале XX века центрами по изготовлению художественных ножей выступали - Хива, Бухара, Чуст, Коканд, Шахрихан, Карасу, Самарканд, Ташкент, Кашкадарья, Сурхандарья. Ножи различались по форме, материалу, декору и технике изготовления. Разнообразными были лезвия ножей (тыг), они отливались из высококачественной стали, или изготовлялись из железа, поверхность которого обрабатывалась медным купоросом. Форма у “толбарги пичока” лезвие ножа напоминали ивовые листья, “тугри пичока” лезвие прямое и с ровным обушком, “хисори пичока”, “козоки пичока” и “бодомча пичока” лезвие ножа заканчиваются миндалевидным кончиком, “сойли пичока”, “комалак пичока” по верхнему краю лезвия проходит канавка, “кушкамалак пичока” лезвие ножа имеет двойную канавку. Рукоятки ножей (даста) подразделялись на отдельные виды: “сукма даста”, “ерма даста”, “нахшинкор даста”, “чилмихгулли даста”. Сукма даста - рукоятка изготовленная из рогов, дерева, кости, металла, использованных в целостной форме. Ерма даста - рукоятка собранная из деталей (колечек: деревянных, металлических, костянных). Накшинкор даста - рукоятка украшенная растительным узором, в Хиве ее называли “гульдор даста”. Чилмихгулли даста - рукоятка украшенная шляпками оловянных гвоздиков, забитых в нее и образующих своеобразный орнамент. Рукоятки ножей изготовливались из металлов, дерева, рогов животных, покрывались слоновой костью, рогом, инкрустировались перламутром, полудрагоценными и драгоценными камнями, декорировались растительным и геометрическим орнаментом. В этот период производство ножей развивается на основе небольших частных мастерских кустарей-одиночек. Такие мастерские функционировали во многих городах и поселениях до 1920-х годов ХХ века. Вместе с этим в конце Х1Х - начале ХХ веков складываются два крупных центра ножевого промысла - Хивинская, Чустская , Карасувская школа. Ножи хивинской школы Х1Х - начала ХХ веков отличаются изысканностью форм, обилием резного узора - вьющегося широкой лентой от самого черенка рукояток вдоль стального лезвия. Среди мастеров хивинской школы особой известностью пользовались Уста Атаджан Мадраимов (1884-1916) , его сын Мадраим Атаджанов и Джуманияз Мадраимов. В Чусте в начале ХХ века изготавливались ножи особой формы - удлиненные с изогнутыми вверх лезвиями и вниз рукоятками. Среди многочисленных мастеров-ножевиков Чуста славились имена Уста Азиза (1893 г.р.), Хайдара Абдуллаева, Миразиза Карабаева, Убайдуллы Саттарова. Карасувские ножи значительно отличались от изделий других школ Узбекистана формами роговых, деревянных и собранных из колечек различных материалов рукояток.В конце Х1Х - начале ХХ веков в Карасу работали мастера: Уста Тохтасын, Уста Аскар Ходжа (1878-1964). В Шахрихане в конце Х1Х - начале ХХ веков работал Уста Турунбай Мамаджанов. В 1930-е годы в Узбекистане кустари-одиночки стали объединяться в промысловые артели, были организованны, например, в Чусте - артель “Кизил болга” и “Кизил куч”, а в 1970-х году в Чусте же открылся завод специалезированный по изготовлению узбекских национальных ножей. В Карасу в 1920-80 годы работали: Уста Аскара Ходжа и его сыновья Аскаровы Мамасаид и Бакирджан, Уста Акромджан, Уста Тохтасын, Уста Халил. В Андижане: Абдувахитов Маматхан, Дадаханов Маматхан, Ибодуллаев Аметбой, Махмудов Бахирджан, Михитдинов Абдумалик, Мухитдинов Талибджан, Убайдуллаев Алиджан, Хакимов Хакимджан, Юнусов Мадаминджан. В Шахрихане: Абдуллаев Абдунато, Абдуллаев Эргаш, Касимов Махмуд, Ахмедов Камилджан. В Ургуте: Джуракулов Даврон, Ахатов Сабир. В 1980-90-е годы искусство изготовления художественных ножей продолжает сохранятся и развиваться во всех традиционных : в Андижане - Мухитдиновы Абдумалик и Талибджан, Баиров Толиб, в Джизаке - Каримов Абдукарим, в Ургуте - Ахатов Содик, в Карасу - Аскаров Бахирджан, в Коканде - Умаровы Амон, Хасан, Кабул, Содик, Кабулов Олим, Ахроров Камол, в Маргилане - Юнусов Камил, его сыновья Абдумумин, Махмуд, Эркин, в Чусте - Абдурахимов Ахаджан, Кундузов Расулджан, Махмудов Эркинджан, Махмудов Каримджан, Даминджанов Неъмат, Олимджанов Максуд, Рахимов Рустамджан, в Бухаре - Икрамовы Садулло, его сыновья Файзулло, Хайрулло, Джура, Тура. |