У меня своих киндеров нету и в ближайшее время не планируется. Впрочем, я графоманствующий теоретик и люблю писать о том, о чем не имею ни малейшего представления. Если имеете что-либо сказать по теме, хотите меня отматерить или просто надрать уши - велкам в электропочту.


НОЖИК ДЛЯ КИНДЕРА,
ИЛИ КАК ВЫРАСТИТЬ НАЙФОМАНА

У грудного ребенка ножа нет - он ему не нужен.
У взрослого человека нож есть, и скорее всего не один.
Но где та грань, что отделяет baby от adult-a?


Часть первая. ДЕВЧУШКИ.

Сначала о девчонках, с ними проще. Первые ножи, за которые они хватаются - это, скорее всего, кухонники. Мама, бабушка или учительница труда обязательно начнет приучать их к кухне, готовке, в том числе к чистке картошки, крошению моркови и прочим операциям с ножом. Так постепенно и привыкаем держать в руках нож... Хотя у некоторых отвращение к приготовлению пищи, кухне и к ножам в частности остается очень надолго, ну да это не наш случай.
Итак, барышня растет, взрослеет... Я думаю, собственный маленький ножичек (с маникюрными приспособами, например) должен у нее появиться тогда, когда она начинает ездить на работу, учебу, питаться вне дома - в общем, тогда, когда появится необходимость в собственном режущем инструменте. Если вдруг начнет в походы ходить, метанием ножей увлечется, на охоту станет ездить, на рыбалку - тут уже дело другое, это выбор взрослого человека... В общем, с дифчонками проблем, как всегда, меньше. Если же девочка ведет себе в данном вопроса как пацан - читайте дальше.


Часть вторая. ПАЦАНЫ.

С пацанами сложнее. Если нож - необходимый инструмент и при этом необходимый мужской аксессуар, то с какого возраста мальчишку считать мужчиной? Совершенно верно, все индивидуально. Выдвину лишь несколько тезисов:

  1. Нож - это скорее инструмент, поэтому ребенку надо объяснить, что это инструмент, а не игрушка и тем более не оружие. Пусть сначала под чутким руководством предков научится что-нибудь ножом делать. Хотя бы чистить картошку, но не кухонным, а выделенным ему в аренду складным. Наточить карандаши, вырезать палочку, почистить рыбу, чего-нибудь смастерить... И поставьте ребенку условие - если проявит себя достойно в целом и уважительно по отношению к ножу, получит его в собственность навсегда, без права изъятия.
    Дополнение: никогда детям нельзя дарить или отдавать любые предметы с условием, что при плохом поведении или проступке подарок отберут обратно. Если отдаете на время - фиксируйте это четко и потом забирайте, как и договаривались. Если отдали или подарили - то навсегда. Это формирует не только доверие и уважение к вам, но и бережное отношение к личным вещам. Если же подарили, а потом отобрали - то это, во-первых, мощнейший негатив в вашу сторону, способный испортить отношения, даже если ребенок был не прав. Во-вторых, заранее говоря ребенку "будешь плохо кушать - отберу ножик", или "найду нож грязным - отберу", вы формируете отношение к вещи как к чему-то временному, не своему, то есть вещи скоропортящейся и не представляющей особой ценности. Да, ножиком тогда надо успеть перед всеми похвастаться и всячески его проверить на прочность прям завтра, а то послезавтра могут и отобрать...

  2. Спокойные, рассудительные дети, склонные к рисованию, лепке, играм с конструктором (а не любители салок, визгов и кучи-малы) скорее получат свой первый нож, чем их буйные сверстники. Опять же, если ребенок задумал играть в индейцев и имитирует снятие скальпа с кошки, то, может, стоит повременить с ножом? Кошку жалко...

  3. Если вы заметили, что ребенок проявляет активный интерес к вашим ножам, кухонным ножам, канцелярским резакам и прочим острым предметам - немедленно организуйте ему собственный нож. Ваши же целее будут, да и ребенок должен привыкать к ответственности, а не тырить гораздо более опасные кухонники.

  4. При покупке ребенку ножа вполне стоит поставить дитеныша перед альтернативой. Например, в подарок или нож, или какая-нибудь долгожданная игрушка, сопоставимая по цене. Пусть сам выбирает и потом не жалуется.

  5. Если ребенок часто дерётся (или просто приходит домой с синяками, в драной пыльной одежде), то с ножиком лучше подождать до взросления такого горячего парня.

  6. Если детей двое и больше, готовьтесь, что младшие начнут обезьянничать и все копировать за старшими, пытаясь свистнуть у них ножи, да и прочие игрушки. Чтобы дело не доходило до разборок, возможно, придется синхронизировать "ножевое" обучение, при этом можно слегка потянуть с приучением старших и поторопить с развитием младших.

  7. Запомните: легкие порезы ничуть не опасны. Промываем, мажем зеленкой, привязываем бинтик. Устраивать истерики (позволять мамам-бабушкам устраивать истерики) не надо, не стОит отбирать ножик, наказывать ребенка. Все равно не поможет. Эх, сколько пальцев было в свое время разрезано, сколько собственной шкуры перепорчено, и ничего, даже следов не осталось...


Часть третья. ОБЩИЕ РАССУЖДЕНИЯ.

Тут собраны просто все умные мысли, высказанные разными людьми. Ввиду полного отсутствия собственных подопытных кроликов, то есть киндеров, я общалась со многими людьми на предмет их личного детства и поведения современной молодежи. Некоторые люди говорили очень правильные вещи, которые я почти не сортировала и просто воткнула в этот раздел.

  • Есть мнение, что ребенку не надо покупать нож вообще никогда. Вырастет - сам купит. Но представьте сами, к чему это приведет. Если ребенку ножи не интересны и нож ему не нужен, то и ваш подарок останется для него просто предметом, валяющимся в ящике стола. Если же ребенок действительно хочет себе ножик, то на сэкономленные от завтраков карманные деньги он купит себе что? Правильно, жуткого китайца. Плохого качества, но скорее всего страшноватого вида. При этом ребенок вполне может вообразить свой ножик боевым клинком, что есть плохо. Так что лучше сами выберите ему мирный перочинный инструмент.

  • Так какой же нож купить ребенку? Как можно более безопасный. То есть нож, которым очень сложно нанести существенный вред. Это небольшой карманный складник без какого-либо фиксатора, возможно, с принудительно затупленным кончиком. Максимум, что можно делать таким ножом - это играть в ножички. Возможно, это маленький "офицерский" швейцарец или любой его аналог. Он НЕ должен открываться в кармане, быстро и легко ломаться, слишком трудно складываться или слишком легко и просто раскрываться. Никаких замков, клипс, однорукого открывания. При этом нож НЕ должен быть убогим или дешевым, чтобы у ребенка не создалось впечатление игрушки.
    Лично у меня в коллекции есть ножик, который я с радостью подарю племяннику, когда он хотя бы пойдет в школу. Это советский перочинный нож с единственным лезвием, рукоятка украшена перламутром. Простенько и со вкусом. Если дАрите собственный старый нож, для правдоподобия можно наплести что-нибудь про семейную реликвию, традицию и прочее. Или просто сказать, что этот предмет очень дорог для вас лично и вы можете подарить его только своему наследнику - возможно, это повысит в ребенке сознательность. Вполне возможно, что ребенку подойдет углеродистый клинок - пусть заодно учится за ним ухаживать. Есть мнение, что ребенку надо дарить такой номер Опинеля, сколько ему лет. Оригинальная идея, тем более что вироблок всегда можно снять, а кончик закруглить... вот колечка для привязывания у него нету, надо что-нибудь придумывать.

  • Следует ли затупить нож? Я так не думаю. То есть брить он не должен, но и быть тупым как линейка тоже. Закруглить кончик, или свести его к максимальному градусу, при этом слегка притупив - вполне возможно. Кстати, ребенка вполне можно научить самого точить нож, если он отнесется к этой процедуре ответственно. Как заметите, что дитеныш старательно, высунув язык, выводит свой ножик в бритву на глянцевой бумаге - радуйтесь, вырос найфоманом. Хотя проверить оценки в дневнике и поговорить с ребенком на предмет дворовых конфликтов тоже не помешает:))

  • Будьте готовы, что ребенок нож потеряет. Дети вообще часто теряют вещи. Если есть возможность прицепить к ножу цепочку или повесить нож на ключи - сделайте это, вдруг поможет... Если киндер потерял нож, то не стоит сразу же возмещать ему потерю. Задайте вопрос - а нужен ли ему нож на самом деле?
    И, кстати, заранее объясните, что нож дарить или менять на что-нибудь нельзя. Дети - существа несознательные. Помните Тома Сойера, для которого сокровищем были глиняные шарики и дохлые крысы? Хотя, может, если ребенок променяет нож на какую-нить лягушку, то нож ему и не нужен был особо...

  • Если ребенок нашел, выменял или просто неизвестно где добыл нож - не спешите его отобрать. Конечно, если это "зэковский рэмбоид", вымазанный в крови и откопанный дитенышем в песочнице - объясните ему ситуацию, попросите отдать (отбирать силой или психологическим давлением, угрозами ничего нельзя!!!) и звоните "02". Но если это простой складень, безопасный для ребенка, и он не торопится с ним расстаться - оставьте. Или же возьмите "поточить", отполируйте до блеска, чтоб были заметны перемены, и при этом сделайте нож более безопасным - выньте замок, сточите кончик... Конечно, если ребенок нашел новенький Бенчмейд или просто нож, который явно не для него, то выменяйте на другой. Купите классный привлекательный перочинный ножик и торжественно вручите в обмен на найденный. Если дите не гипер-жадное или поверит в то, что новый ножик круче (например, если китайскую пластмассовую выкидуху меняют на новенький швейцарский многопредметник) - все пройдет гладко. А найденный, если он вам самому не нужен, на глазах киндера уничтожьте и выкиньте в пропасть как гнусную пакость.

  • Всегда есть вероятность, что нож у ребенка отберут - взрослые, старшеклассники, просто более сильные и наглые дети. Приучайте ребенка не светить нож без нужды, не хвастаться, не играться зря. Нож - это инструмент, достал-отрезал-убрал. Про фрейдизм и мужские символы говорить, наверное, рано, но отношение к ножу должно быть аналогичное, чтоб дитя не бегало по двору, размахивая клинком, так же как не носится со спущенными штанами...

  • Дети, которые много времени проводят с родителями - счастливые, хорошо развитые дети. Конечно, если они не просто смотрят телевизор вместе. Время должно посвящаться не воспитанию, а общению. Как только почувствуете, что разговор выходит за рамки беседы равных - прекращайте или поворачивайте в другое русло, иначе это будет нотация с противоположным эффектом. Дети перенимают привычки старших - если папа аккуратно и бережно обращается с вещами, не только с ножом, то и сынулька, скорее всего, будет это копировать. Если нет - то что вы хотите от сына, если сами бросаете клинок грязным где попало?

  • Самый идеальный способ обучения ребенка аккуратному обращению с ножом - это брать киндера в поход, при этом выделять ему собственный нож. Небольшой не-складник, с безопасными ножнами и рукояткой. Какой-нибудь "пластмассовый" Эрик, например... При этом поручать ребенку несложные для него операции, связанные с работой ножом, например, почистить рыбу, открыть пакеты с "сухим кормом", срезать лопухи на полянке. Походы за грибами, на рыбалку с последующей чисткой, сортировкой и обработкой "добычи" - не только отличный отдых, но и школа жизни для подрастающего поколения. А вот охота - более опасное занятие (детское любопытство плюс близость огнестрела равняется не самое лучшее сочетание). Да и потрошить-шкурить-ощипывать добычу маленьким детям рановато, хотя каждый родитель решает сам, конечно.


Заключение.
БУЛЬОННЫЙ КУБИК,
или что останется, если выжать из текста воду.

Итак, нож для ребенка. В подарок как альтернатива горячо желаемой игрушке. Сначала - курсы пользователя под руководством взрослых, с экзаменами. Нож выбираем перочинный, маленький и безопасный. Затем - регулярно просим киндера помочь вам чего-нибудь сделать его личным ножиком. Учим точить и смазывать, ненавязчиво при этом посвящая в сорта стали и типы замков, и прочие подробности. Итого получаем подрастающего найфомана, аккуратно и грамотно существующего с ножом. Если у ребенка при этом есть интернет и жажда знания - встречайте нового участника конференций!

Хостинг от uCoz